Уплата таможенных платежей (Памятка участника ВЭД)

Уплата таможенных платежей при импорте товаров

Исчисление таможенных  пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

В соответствии со статьей 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, осуществляется в зависимости от условий избранной  декларантом  таможенной процедуры.

На основании пункта 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС, когда их исчисление производится таможенным органом.

Сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в декларации на товары, таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном ТК ЕАЭС или Евразийской экономической комиссией.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются в валюте государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов ЕАЭС, когда таможенные пошлины, налоги исчисляются в иной валюте.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии  с главой 7  ТК ЕАЭС.

Налоги исчисляются в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате.

При введении в ЕАЭС мер защиты внутреннего рынка в виде специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин такие пошлины подлежат уплате в соответствии с 12 главой ТК ЕАЭС.

Случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются определены в статье 54 ТК ЕАЭС.

Статьей 55 ТК ЕАЭС определен порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлены 30, 31 и 32 статьями Федерального закона  от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ).[1]

В отношении товаров перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС применяются льготы по уплате таможенных платежей.

Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);

2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).

Исчисление ввозной таможенной пошлины

Ввозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.

Согласно пункту 2 статьи 51 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54, за исключением случаев, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами ЕАЭС с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

При несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Союзе.

В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ТК ЕАЭС случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.

Пунктом 1 статьи 43 Договора о Союзе установлено, что в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Согласно пункту 4 приложения № 6 к Договору о Союзе установлено, что тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной, решениями Евразийской экономической комиссии.

Вопросы применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин регулируются приложением № 6 к Договору о Союзе, а также Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию ЕАЭС утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».

Исчисление  налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС

Налог на добавленную стоимость исчисляется в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). 

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией определен статьей 160 НК РФ, с учетом статей 151 НК РФ, определяющей особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации.

Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость определен статьей 150 НК РФ.

Акциз исчисляется в соответствии с главой 22 НК РФ. 

Объектом налогообложения акцизом признаются операции, определенные статьей 182 НК РФ с учетом операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), указанных в статье 183 НК РФ.

Статья 186 НК РФ определены особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров ЕАЭС.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей
61
 ТК ЕАЭС они подлежат уплате.

Ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ.

Ставки акциза определены статьей 193 НК РФ.

Исчисление таможенных сборов

За совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, взимаются таможенные сборы.

 К таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции);

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.

Статьей 38 Федерального закона № 289-ФЗ определены понятия плательщиков таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций, плательщиков таможенных сборов за таможенное сопровождение и плательщиков таможенных сборов за хранение.

Главой 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлены порядки исчисления таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций (статья 39),  применения ставок таможенных сборов (статья 40), срок уплаты таможенных сборов, а так же установлены обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов (статья 41)
и исполнения такой обязанности (статья 42).

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

Перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, определен статьей 47 Федерального закона № 289-ФЗ.

Исчисление специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин

Плательщиками специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, к которым применяется мера защиты внутреннего рынка посредством введения специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины, специальной квоты.

Исчисление и уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляются в порядке, установленном ТК ЕАЭС для исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных главой 12 ТК ЕАЭС и Договором о Союзе.

Статьями 72 и 73 ТК ЕАЭС определены порядок возникновения, исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установлены обстоятельства, при которых такая обязанность прекращается.

Случаи, когда специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины не уплачиваются, установлены пунктом 4 статьи 72 ТК ЕАЭС.

Сроки уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин установлены статьей 74 ТК ТС.

Уплата таможенных  пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов установлен статьей 61 ТК ЕАЭС.

Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита

Согласно пункту 7 статьи 74 ТК ЕАЭС специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате в государстве-члене, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Денежные средства могут быть внесены:

1) безналичным способом через кредитные организации;

2) с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей;

3) наличными денежными средствами (только для физических лиц) через:

– кредитные организации;

– кассы таможенного органа.

Информация о технологиях уплаты таможенных и иных платежей с использованием электронных средств платежа содержится на сайтах операторов таможенных платежей. (http://www.customscard.ruhttp://www.payhd.ru).

Ввозные таможенные пошлины вносятся отдельными платежными документами в соответствии с приложением № 5 Договора о Союзе).

У плательщика имеется возможность получения справочной информации о движении уплаченных им денежных средств с применением информационного сервиса «Лицевой счет» «Личного кабинета участника ВЭД», а также на сайтах операторов таможенных платежей.

Предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов регламентируется главой 9 ТК ЕАЭС.

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, предусмотренных статьями 58120 — 122143177 и 304 ТК ЕАЭС, если иное не установлено в соответствии с указанными статьями.

Статьей 55 Федерального закона № 289-ФЗ установлены иные случаи, когда обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Способы обеспечения предусмотрены статьей 63 ТК ЕАЭС.

Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 19 статьи 55 Федерального закона № 289-ФЗ.

Порядок применения способов обеспечения  исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определен главой 10 Федерального закона № 289-ФЗ.

Исполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин обеспечивается в случаях, предусмотренных статьями 120 — 122 ТК ЕАЭС, а также в случаях, определенных Евразийской экономической комиссии, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 143 ТК ЕАЭС, если иное не установлено в соответствии с указанными статьями.

Внимание!

При проведении дополнительных проверочных мероприятий участникам ВЭД предоставлена возможность оперативно внести обеспечение в виде электронного поручительства (распоряжение ФТС России от 13.12.2013  № 397-р «О тестировании технологии работы с поручительством, оформляемым в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары»).

Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, размещается на официальном сайте ФТС России в разделе: «Информация для участников ВЭД», «Базы данных».

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть разовым (под одну таможенную декларацию). В случае надлежащего завершения обеспеченного обязательства (например, декларант подтверждает таможенную стоимость) разовое обеспечение возвращается плательщику. Разовое обеспечение вносится в таможенный орган и используется только в регионе его деятельности (за исключением таможенного транзита).

Также может применяться генеральное обеспечение. Такое обеспечение может использоваться плательщиком неоднократно под разные обязательства (в случае, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок). Генеральное обеспечение вносится в ФТС России (для банковской гарантии и поручительства) или в таможенный орган по месту налогового учета плательщика (для денежного залога), а его использование возможно в регионе деятельности нескольких таможенных органов.

Основной принцип генерального обеспечения заключается в резервировании суммы под каждое обеспечиваемое обязательство (под каждую декларацию) в пределах общей суммы генерального обеспечения и предусматривает «револьверный» способ использования в интерактивном режиме.

Уплата таможенных платежей при экспорте товаров

Наименование и содержание раздела «Уплата таможенных платежей при экспорте товаров» изложить в новой редакции «Уплата вывозных таможенных  пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, при вывозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС».

Исчисление вывозной таможенной пошлины

Вывозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.

Для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов день.

Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.

Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот установлен в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003-1).

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки вывозных таможенных пошлин установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России ежемесячно рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, и размещает информацию о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин не позднее чем за 4 дня до 1-го числа календарного месяца, в котором будут применяться рассчитанные ставки, на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин определяются законодательством государств – членов ЕАЭС (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).

Статьей 35 Закона №5003-1 определен перечень товаров, в отношении которых предоставляется тарифная льгота и порядок их предоставления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств–членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов.

Пунктом 12 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение № 23 к Договору о Союзе) установлено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора о Союзе, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами – членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства – члены не договорятся об ином.

Уплата таможенных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены до выпуска товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 43 Федерального закона № 289-ФЗ.

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863.

Информация о кодах таможенных органов содержится на официальном сайте ФТС России.

Информация о кодах бюджетной классификации, а также актуальная информация о реквизитах счета размещается на официальном сайте ФТС России.

Уплата таможенных сборов юридическими лицами может осуществляться с расчетного счета юридического лица, открытого в кредитной организации, в том числе с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.

Денежные средства могут быть внесены:

1) безналичным способом через кредитные организации;

2) с использованием программных и (или) технических средств (устройств)
в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей;

3) наличными денежными средствами (только для физических лиц) через:

– кредитные организации;

– кассы таможенного органа.

Информация о технологиях уплаты таможенных и иных платежей с использованием электронных средств платежа содержится на сайтах операторов таможенных платежей (http://www.customscard.ruhttp://www.payhd.ru).

Таможенные сборы и вывозные таможенные пошлины налоги могут быть уплачены за счет авансовых платежей, внесенных на счет Федерального казначейства.

У плательщика имеется возможность получения справочной информации о движении уплаченных им денежных средств с применением информационного сервиса «Лицевой счет» «Личного кабинета участника ВЭД», а также на сайтах операторов таможенных платежей.

[1] применяется со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Написать
Send to WhatsApp
Приветствуем Вас!
Вы желаете -
Задать вопрос?
Найти поставщика?
Продать, купить товар?
Стать нашим партнером?