Какое российское мороженое 俄罗斯冰淇淋 Russian ice cream экспортируют на внешние рынки. 10 июня отмечается неофициальный праздник — Всемирный день мороженого. Сегодня этот десерт едят по всему миру и особенно ценят российское мороженое. Экспорт этой продукции растет год от года благодаря активной работе производителей, бизнес-объединений и экспортных центров.
Старик Хоттабыч из одноименного кинофильма был в восторге от эскимо, а как аппетитно школьники едят мороженое в стаканчике в картине «По секрету всему свету»! Популярность советского, а позже и российского холодного десерта действительно распространилась по всему миру и сейчас лишь возрастает.

Уверенный рост
Экспорт российского мороженого показывает уверенный рост. Так, объемы поставок за пять лет выросли вдвое — с 13 тыс. тонн в 2015 году до 26 тыс. тонн в 2020-м. При этом увеличилось и число стран, которые охотно покупают российский десерт: в прошлом году отечественные производители поставляли свою продукцию в 34 государства мира по сравнению с 25 импортерами в том же 2015 году. В число новых покупателей вошли, в частности, Объединенные Арабские Эмираты, Канада, Швейцария и Сенегал.
Однако основными импортерами российского мороженого остаются США и Китай. Так, по данным федерального центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе России, за первый квартал 2021 года поставки в эти две страны составили соответственно 33% и 18% в стоимостном выражении от общего объема экспорта.

Игорь Онучин/ТАСС
США и вовсе стали основной причиной роста для отечественных экспортеров мороженого — в первые три месяца этого года поставки выросли в 3,7 раза — до 1,9 тыс. тонн на сумму $4,7 млн. Это вовсе не удивительно, ведь именно в США самый высокий уровень потребления мороженого — больше 20 кг в год на душу населения.
В сухом остатке результаты первого квартала 2021 года показывают, что это действительно очень перспективное и постоянно растущее направление. В январе—марте этого года Россия поставила 5,6 тыс. тонн мороженого по всему миру (на 13% больше аналогичного периода прошлого года) на сумму $14 млн (на 61% больше, чем в первом квартале 2020 года).
Однако за всеми этими цифрами стоят реальные предприятия, которые вырвались на зарубежные рынки. И им есть чем похвастаться. Так, например, крымское предприятие «Доброе» экспортировало в Китай почти 20 тонн мороженого — производитель заключил долгосрочный контракт с китайскими партнерами в 2019 году и планирует постепенно увеличить поставки до 60 тонн в месяц. Кроме того, своими успехами могут похвастаться и в Пермском крае — так, по сообщению регионального минсельхоза, именно в 2020 году край впервые экспортировал мороженое. Хладокомбинат «Созвездие» уже отправил более 54 тонн продукции на общую сумму больше $158 тыс. в Китай, Японию, ОАЭ, Узбекистан и Монголию.
Так в чем же заключается секрет популярности российского мороженого за рубежом?
В январе—марте этого года Россия поставила 5,6 тыс. тонн мороженого по всему миру (на 13% больше аналогичного периода прошлого года) на сумму $14 млн (на 61% больше, чем в первом квартале 2020 года)

Игорь Онучин/ТАСС
Отечественный знак качества
Генеральный директор компании «Купинское мороженое» Алексей Руденских рассказал, что это связано с двумя основными причинами: русскими мигрантами и туристами, а также уверенностью зарубежных партнеров в качестве отечественного продукта.
«Интерес к российскому мороженому со стороны зарубежных партнеров не спадает, а только прирастает ежегодно. Это связано с движением русских мигрантов и туристов, которые привыкли ко вкусу сливочного мороженого. Также исторически сложилось, что мороженое из нашей страны отличалось высоким качеством сырья, ингредиентов, процессов производства и хранения. Значит, это продукт, который точно доставит удовольствие и без вреда здоровью! Мы переняли эту высокую планку и поддерживаем репутацию по сей день», — объяснил он порталу национальныепроекты.рф.
При этом, как отмечает Руденских, на зарубежных рынках доминирует интерес к классическому пломбиру. Этот нежный сливочный вкус, знакомый многим с детства, получается благодаря особому составу.
«Но не остаются в стороне и наши креативные разработки: пломбир с вареньем из майских одуванчиков и миндальным печеньем или настоящий сибирский продукт — кедровый пломбир с джемом из сосновых шишек и кедровыми орешками, биомороженое с пробиотиками», — рассказал эксперт.
Исторически сложилось, что мороженое из нашей страны отличалось высоким качеством сырья, ингредиентов, процессов производства и хранения. Значит, это продукт, который точно доставит удовольствие и без вреда здоровью! Мы переняли эту высокую планку и поддерживаем репутацию по сей день
генеральный директор компании «Купинское мороженое» Алексей Руденских

Сергей Бобылев/ТАСС
По всем направлениям
В 2021 году компания «Купинское мороженое» уже совершила несколько крупных поставок в страны СНГ — сотрудничают, в частности, с Казахстаном и Белоруссией. При этом, по словам Руденских, последняя — очень сложный рынок, но компания все равно там работает. А вот Казахстан для отечественных экспортеров — это уже отлично знакомый импортер. Кстати, по итогам первого квартала 2021 года именно эта страна заняла третье место в списке крупнейших импортеров российского мороженного после США и Китая — на нее пришлось 14% поставок этой продукции в стоимостном выражении.
Кроме того, уже около пяти лет идут поставки «Купинского мороженого» в Китай. По словам Руденских, в этой стране существует своеобразная культура потребления: на севере и юге она заметно разнится. Сейчас компания плотно работает именно с югом: там сконцентрировано основное население.
«Мы пока не такие мощные, чтобы охватить все, но если мы берем конкретный регион, то отрабатываем его максимально, собираем информацию, обрабатываем ее и пытаемся уже нарезать задачи под конкретные рынки», — объяснил руководитель компании.
Однако останавливаться на достигнутом компания не намерена: впереди выход в страны ЕС. Предприятие уже имеет сертификат, который позволяет обладателям данного документа выходить на международные рынки, работать с транснациональными компаниями и отгружать свою продукцию в страны ЕС, США и т.д.
Кстати, в этом году фабрика «Купинское мороженое», один из крупнейших производителей мороженого в Сибири, стала первым участником национального проекта «Производительность труда» среди новосибирских переработчиков молока. Кроме того, по итогам 2020 года компания заняла второе место в номинации «Прорыв года» регионального этапа конкурса «Экспортер года».
Источник: Национальные проекты РФ.